На страницу учителя

 

Классный час

  Правовая и нравственная ответственность.

Цель: рассмотреть значение нравственности и правовой ответственности в жизни подростков; раскрыть связь между аморальными поступками и правонарушениями.

Форма проведения: информационно-аналитическая беседа.

Оформление: на доске плакат: «В беду попадают как в пропасть, вдруг, но в преступление сходят по ступеням».

                                    Всё избито, искалечено,

                                    И душа моя стонет в груди,

                                    Рана сердца никем не замечена,

                                   А ведь жизнь вся ещё впереди.

                                   Надоело всё, опостылело,

                                   Я и сам такой жизни не рад.

                                   Говорю себе – счастье было ли?

                                   Оглянуться надо назад.

                                   А что будет, что случится:

                                   Радость встреч или боль разлук,

                                   В голове моей всё кружится,

                                   Дай ответ мне мой милый друг.

Под юридической ответственностью понимается реакция государства на вред, совершённый правонарушителем. Содержание юридической ответственности может быть разным: дисциплинарные взыскания, материальная ответственность, административная ответственность и уголовное наказание. Уголовная ответственность отличается от других видов юридической ответственности по характеру совершаемых деяний, за которые она предусмотрена, и по применяемым санкциям за них. Это самый строгий вид юридической ответственности, который включает в себя в том числе и лишение свободы. Уголовная ответственность применяется только по приговору суда и от имени государства. Согласно ст.8 УК РФ основанием уголовной ответственности является совершение преступления, содержащего все признаки состава преступления, предусмотренного Уголовным кодексом.

 Помимо юридической ответственности человек также несёт ответственность нравственную. Но если совершение правонарушения очевидно, то аморальный поступок в среде подростков не может быть однозначно определён. Носителями нравственности являются как общество в целом, так и отдельные микроколлективы. Основным носителем нравственности является семья. Однако подросток активно впитывает и нравственные принципы той микросреды, в которой он проводит время вне семьи. Однако подросток в возрасте 13-14 лет активно впитывает и и нравственные принципы той микросреды, в которой он проводит время вне семьи.

  Под моралью понимается множество норм, в том числе запретов, принятых в обществе. Например, защищая слабого, Человек совершает моральный(нравственный) поступок. Большинство людей такой поступок одобрит, потому что люди, в основном, стремятся к добру. И наоборот, совершая поступок, не одобряемый в обществе(аморальный), человек чувствует всеобщее осуждение. Моральные нормы, в отличие от юридических, нигде не записаны. Однако они более действенны. Можно определённо сказать, что если бы люди научились соблюдать моральные нормы, законы бы не потребовались.

  Некоторые могли бы назвать это идеалистической утопией, приводя массу аргументов в пользу большей действенности юридических норм по сравнению с моральными. Эти люди, как правило, сторонники жёстких мер. Но история показывает нам, что в прошлом отсутствовало даже понятие о правовых нормах, законах и, тем не менее, общество развивалось и строило свои взаимоотношения на моральных нормах. Конечно, это основано прежде всего на крепких обычаях и традициях, а также на сплочённости человеческих общностей.

   Мы уже говорили о том, что основной базой выработки у подростков нравственности является семья. А всегда ли мы сами являемся носителями норм нравственности? Давайте проведём небольшое тестирование  самооценки и назовём его так: «Умеете ли вы правильно оценивать поступки людей?»

    Подумайте над ситуациями и выберите близкий вам вариант оценки различных поступков.

1.     Шофёр, работающий на автопредприятии, на закреплённой за ним государственной автомашине всю ночь перевозил мебель на новую квартиру. Как можно оценить его действия?

               • поступил неправильно – 1;

               • все так делают – 3;

               •поступил правильно – 5.

2.     Одиннадцатилетний подросток в городском автобусе похитил у пассажира кошелёк с суммой денег, которых хватило бы на покупку одной буханки хлеба. Следователь выяснил, что это была его пятая кража, но в возбуждении уголовного дела отказал, считая, что совершённое деяние не опасным для общества, так как ущерб потерпевшему нанесён незначительный. Как вы оцениваете решение следователя?

             • решение неправильное – 1;

             • нельзя судить из-за одной буханки – 3;

             • решение правильное - 5.

3.     Подросток в нетрезвом состоянии пытался без билета попасть на дискотеку. Дежурный его остановил. Тогда подросток начал оскорблять и угрожать ножом. В милиции он клялся, что никогда бы не совершил подобного, если бы не выпил. Учителя и родители подтвердили, что когда мальчик трезвый, он «мухи не обидит». В милиции поверили, протокол составлять не стали.

а) правильно ли поступил работник милиции?

                 • неправильно – 1;

                 • надо было заставить учителей и родителей следить за тем, чтобы подросток не пил – 3,

                 • правильно – 5.

б) правильно ли повели себя учителя?

                • неправильно – 1;

                • человеку нужно помогать в трудную минуту – 3;

                • правильно – 5.

4.     В туалете одной из школ подросток потребовал от другого принести ему завтра пачку сигарет. Тот рассказал родителям, а они позвонили в милицию.

а) имеется ли в действиях подростка состав преступления – вымогательство?

                • имеется – 1;

                • зря связался из-за пачки сигарет – 3;

                • не имеется – 5.

б) как можно оценить действия потерпевшего?

               •правильные – 1;

               • нужно было попробовать уладить всё без милиции – 3;

               • неправильные – 5.

  Если вы набрали от 6 до 10 баллов, то вы в состоянии правильно оценить поступки других людей. У вас есть понятие о том, что такое моральные и юридические нормы. Советуем вам, оценивая поступки других, почаще ставить себя на их место, вникать в суть дела, не давать категоричных оценок их действиям. Обратите внимание , например, на ситуацию № 1. Там сказано «на новую квартиру». Подумайте, как изменилась бы ситуация, если бы стало известно, что водитель воспользовался  служебной машиной, чтобы бескорыстно помочь переехать пожилому инвалиду.

  Если вы набрали от 11 до 23 баллов, то вам есть над чем задуматься. Вы привыкли оценивать поступки других не с точки зрения морали и права, не по правилам «можно - нельзя», «разрешено - запрещено», а по принципам «хочу – не хочу», «нравится – не нравится». Для вас, в первую очередь, имеет значение, что страдают ваши интересы, которые важнее интересов всех окружающих.

  Если вы набрали от 24 до 30 баллов, то у вас серьёзно искажены представления о моральных и юридических требованиях к человеку. Вам кажется, что прав тот, кто сильнее или хитрее, а правоохранительные органы только мешают жить. Вы ориентируетесь на тех, кто не живёт честно, а ловчит, обходит законы, старается жить за чужой счёт.

  Конечно же, данный тест не характеризует нас в достаточной степени, однако должен содействовать возможной переоценке того влияния, которое мы оказываем на своих детей, создавая фон формирования психологического оправдания аморальных поступков и формируя тем самым у своих детей психологическую предрасположенность к неправоправным поступкам.

  К таким предпосылкам можно отнести моральную распущенность и духовную нищету.

  Подростки, которые сплошь и рядом нарушают моральные нормы, ближе других к совершению правонарушений. Те, кто попадает в спецшколы или ВТК для совершеннолетних, как правило, отличались в школе следующими аморальными поступками: плохо учились, а потом и бросали школу; курили и выпивали; грубили и сверстникам, и взрослым; унижали маленьких и слабых даже без причин; старались выяснять отношения только с помощью силы; играли в карты, разрисовывали стены; портили школьное имущество, и т. п.

  Для девочек кроме перечисленного характерно также стремление показать, что они уже «взрослые». Отсюда раннее использование зачастую очень вульгарной косметики, развязное поведение, ранние «любовные» связи, и т. д.            .

  Важным фактором, на который необходимо обращать внимание в воспитании детей – это формирование духовного богатства. Отсутствие духовности приводит к духовной нищете.

  Первый источник – пренебрежительное отношение к учёбе, к знаниям. Подавляющее большинство правонарушителей ещё до осуждения к лишению свободы, как правило, бросили школу.

  Второй источник – стремление к примитивному времяпрепровождению

  Третий источник – преобладание материальных потребностей.

  Один из основных факторов совершения подростками правонарушений – чувство безнаказанности. Подросток может совершить проступок, ещё не подозревая о его аморальности. Взрослые, прежде всего родители и учителя, должны адекватно реагировать на него, принимая соответствующие меры по недопущению подобного в дальнейшем.

 

                                        

                                             Классный руководитель

                                              Ключникова Е. К.

 

 

 

 

Hosted by uCoz