ЧТО  МЕШАЕТ  УЧИТЕЛЮ  БЫТЬ  ЛИЧНОСТЬЮ?

 

(Доклад на  всероссийском августовском  Интернет - педсовете)

 

Котляр Наталья Борисовна, МОУ СОШ №30, хиколаенко, Апшеронский район, Краснодарский край (nk130760@list.ru)

 

 

 

                      Аннотация

Современный учитель рассматривается через такое количество призм, что его место в обществе не имеет четкого определения, равно как нет и единого критерия оценки его профессионализма, вознаграждения за труд и т.п.

 

 

    Тема августовского Интернет - педсовета " Пять степеней учителя:

учитель как личность, профессионал, исследователь, ученик и гражданин", на мой взгляд, актуальна сегодня, как никогда. Зайдите в учительскую любой российской школы и вы непременно услышите разговоры о снижении роли современного учителя, об упадке образовательной системы и, как следствие, низкого качества знаний учащихся.

    Итак, с чего же начать решение проблем? К сожалению, на этот счет у моих коллег нет единого мнения. И нет его, как я полагаю, по двум причинам. Первое: у нас нет единого критерия оценки нашей работы. Второе: мы, учителя, так и не имеем четкого требования от государства, будучи госслужащими, какой "продукт" мы должны выпустить, т.е. каким должен быть современный выпускник школы.

     Расхожая фраза "быть успешным по жизни" слишком абстрактна. На сегодняшний день критерием оценки работы учителя-предметника является результат единого государственного экзамена (ЕГЭ). О процедуре его проведения, равно как и о целесообразности, спорят и педагоги, и ученики, и их родители уже не первый год, поскольку ЕГЭ, как показывает практика, не является универсальным объективным видом экзамена. Я уже не говорю о тех нарушениях, которые происходят в ряде регионов во время его проведения.

    Не будем лукавить хотя бы перед самими собой: ЕГЭ ввели потому, что не доверяли учителю, как профессионалу, полагая, что тот выставлял завышенные оценки в аттестат. Из-за этого теперь выпускников везут в другие школы, где в присутствии незнакомых им учителей они решают тестовые задания. Организаторы ЕГЭ уверены, что в своей школе они воспользуются подсказками.

     Проще и экономически более выгодно было бы сделать наоборот: потребовать от учителя выставления объективных оценок знаний учащихся. При нашей формальной на сегодняшний день пятибалльной системе,  оценивание знаний учащихся стало бы  реальным, т.е. учителю было бы дано право выставлять и двойки, и даже единицы.  А в случае низкого процента "качества успеваемости" его не ругали бы и не "ставили на вид", как это делается сейчас. Современный школьный учитель находится меж двух огней: с одной стороны надо дать "процент качества", а с другой - он понимает, что далеко не все его ученики успешно усваивают учебную программу. В результате происходит сплошной обман: учитель вынужден завышать оценки, а ученики, зная об этом, не стремятся учиться. Выигрывает ли от такого подхода государство? Конечно же, нет.

      Другая проблема, как мне видится, лежит в плоскости социальной проблемы. Приведу пример из жизни. Этим летом одна моя коллега задумала дома ремонт. Для начала она заменила счетчики. Час работы электромонтер оценил в 850 рублей, а за установку счетчика на воду она заплатила 700 рублей. Зная азы арифметики несложно подсчитать, сколько может заработать в день такой мастер. И сравнить с зарплатой учителя. Если же мы хотим, чтобы учитель был Личностью, то для этого надо бы перенять европейский опыт отношения общества к личности учителя. Работая в частной гимназии в ФРГ, я знала, что час моей работы стоит примерно в 3-5 раз дороже любого мастера, который приходил к нам домой будь то для установки спутниковой антенны или мытья лестничных пролетов. Более того, в Европе не поощряется, если учитель или врач сам подметает, скажем, двор. Для этого есть специальная служба и ее услуга в месяц (!) мне обходилась ровно половину моего одного часа преподавания. Такой наглядный пример показывает отношение государства и общества к профессии учителя, т.е. в Германии дети с раннего детства знают, как оплачивает труд тех, кто закончил, скажем, профессиональное училище, и тех, у кого университетский диплом. Разумеется, в школе у учеников есть стимул учиться лучше, чтобы поступить в высшее учебное заведение. В России, к сожалению, до сих пор существует старый советский подход к рабочему человеку как «гегемону», а именно, труд сантехника или электрика оценивается выше труда учителя или инженера. Отсюда и уважение к учителю не только как к профессионалу, а, прежде всего, как к личности и члену общества.

     И еще. Наша профессия называется «учитель», т.е. наша задача учить. А сегодня порой в школах воспитание ставится выше образования и, как следствие, от учителя-предметника в первую очередь требуют исполнения воспитательных функций. К сожалению, трагедия, которая произошла этим летом в гйске, является причиной и той не до конца продуманной программы, кто отвечает за воспитательный процесс и какие обязанности входят в работу учителя. В той же Германии учитель отвечает только за учебную программу.  Если бы в московских школьников сопровождали профессиональные воспитатели, то, уверена, что трагедию удалось бы избежать…

      Я по натуре оптимист и надеюсь, что в будущем кардинально изменится отношение к труду учителя в обществе и мои более молодые коллеги по-настоящему ощутят значимость нашей уникальной профессии.

 

 

 

Hosted by uCoz