КОРРЕКТИРОВКА КРИТЕРИЕВ
ОЦЕНИВАНИЯ ЗНАНИЙ
УЧАЩИХСЯ
ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
СОВРЕМЕННОГО ЗАРУБЕЖНОГО
ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА
Выступление на краевой
педагогической
конференции 30.03.2010
Современные реалии нашего общества диктуют
необходимость учитывать, во-первых, задачи, стоящие перед образовательным
учреждением, и, во-вторых, скорректировать критерии оценивания знаний учащихся.
Для решения задач, которые сегодня стоят перед нашей небольшой сельской школой,
впрочем, как и перед любой другой российской школой, мы руководствуемся
утвержденными новыми образовательными стандартами.
Новая концепция в области образования,
как известно, призвана решать такие задачи, как повышение интеллектуальной
активности учащихся и вооружение экономическими знаниями. Современный учащийся
должен обладать способностями логического мышления, большей
самостоятель-ности в выборе учебным материалом,
творческого подхода при его овладении и закреплении. И старые ЗУН (знания,
умения, навыки) уже не отвечают этим
требованиям. Современная российская педагогика предлагает новую модель –
универсальные учебные действия (УУД), согласно которым учитель должен развить у каждого ученика
мотивацию к учебному процессу, научить работать в проектном режиме, воспитать
будущего гражданина страны с учетом реалий современного общества. И, как следствие, меняются и критерии
оценивания знаний учащихся на современном этапе обучения.
Что же касается последнего
мне, как учителю английского языка, очень помогает мой в прошлом опыт работы в
немецкой частной гимназии, о котором мне и хочется поделиться.
На Западе на первый план выдвигаются
требования к учащемуся, направленные на его самостоятельный поиск, сбор и
обработку информации на темам изучаемых предметов.
Далее учащийся должен представить свою работу на суд учителя и одноклассников,
отстоять правоту своей версии перед оппонентами. Такая методика в освоении
нового материала приносит заметные плоды. И на своих уроках я часто прибегаю к
методу творческого подхода учащихся при закреплении нового материала.
К примеру, когда учащиеся 9-х классов
познакомились с творчеством великого английского писателя Вильяма Шекспира, то
я им предложила на выбор расширить свои знания о его
произведениях: комедиях, трагедиях, сонетах. Многие из них написали доклады и
рефераты по творчеству Шекспира, но об одном из них мне бы хотелось
остановиться подробнее. Сонеты Шекспира оказали глубокое впечатление на
нескольких моих ученицах. Тут они вспомнили и о песне Аллы Пугачевой из фильма
«Женщина, которая поет» и настолько увлеклись идеей сравнения оригинала сонетов
и их перевода, что предложили провести музыкально-художест-венный
вечер поэзии Вильяма Шекспира. Безусловно, такая их инициатива и творческий
подход был оценен весьма высокими оценками по предмету.
Также,
работая в 10-11 классах по учебнику В.П.Кузовлева,
учащиеся знакомятся вскользь с творчеством английского писателя Джорджа Оруэлла
на примере его всемирного известного рассказа «Скотный двор». Я предло-жила своим ученикам,
используя возможности Интернета, собрать материал по творчеству и биографии
Оруэлла. Так они познакомились с еще одним произведением этого писателя «1984».
Я стараюсь оценивать любое
индивидуальное, групповое или коллектив-ное
исследовательское или творческое выполненное задание учениками
как старших, так и младших классов. Учебник «Happy English.ru» авторов К.И.Кауфман и М.Ю.Кауфман, в комплект которого
входят рабочие тетради,
предусмотрен для выполнения проектных работ практически по всем
изучаемым разделам, что позволяет мотивировать учеников на выполнение
творческих работ с последующим получением оценок с пятого класса.
Например, ученики 6 класса с
удовольствием работают на проектными работами по темам
«My Pet», «My Family»,
«Pizza». Такая работа повышает мотивацию учеников, изучающих
английский язык, скажем, первый или второй год, вселяет в них уверенность, что
у них может многое получиться рассказать на иностранном языке по темам, близким
им по интересам, красочно их оформить, т.е. развивает креативность
мышления и эстетический вкус.
С 2006 года я создала, по примеру
своих зарубежных коллег, личное портфолио
на каждого ученика 5-11 классов (а с прошлого года и на учащихся 4 класса). За
годы обучения в портфолио собираются проектные
работы, рефераты и доклады, что не только позволяет объективно оценивать знания
и приобретенные навыки учащихся, но и служить ярким примером их активности в
учебе для их родителей.
На сегодняшний день с
информационно-коммуникативным оснащением нашей школы появилась еще одна
возможность повышения мотивации в изучении английского языка – это возможности
Интернета. Поиск и нахождение англоговорящих друзей
по переписке (pen-friends) позволяют расширить их общий кругозор,
усовершенствовать письменную речь.
При подготовке учащихся выпускных
классов к сдаче Единого государственного
экзамена (ЕГЭ) они обратили внимание на задание С1 –
написание личного письма. Практически все письма англоговорящего
автора начинаются словами “...At school we are doing a
project about...”,
что является
неоспоримым доказательством
того, какая методика обучения применима в зарубежных школах. Я постаралась
заставить учащихся задуматься, для чего так много проектных работ выполняют их
зарубежные сверстники. К сожалению, правильный ответ был дан далеко не всеми
старшеклассниками. Я это расцениваю как просчет в учебно-воспитательной работе,
поскольку мы далеко не всегда акцентируем внимание учащихся во время
знакомства, отработки и закрепления нового материала именно на воспитательную
сторону образовательного процесса. А ведь реалии современного общества требуют
от нас, педагогов, именно формирования молодого поколения, способного решать в
будущем задачи глобального характера, обладающего навыками и способностями креативного мышления и умения самостоятельно принимать
решения. Без привития этих качеств со школьной скамьи мы, увы, не решим задачу
формирования успешного гражданина нашей страны.
Учитель
английского языка
МОУСОШ №30 х.Николаенко
Апшеронского
района
Н.Б.Котляр